Безопасное информационное пространство — детям. Путеводитель-памятка для родителей по Интернет-ресурсам

С экранов телевизоров, газетных разворотов, страниц Интернета постоянно раздаются лозунги «Дети — это наше будущее …». С этим мнением трудно не согласиться, но уверены ли мы в том, что нашему будущему ничего не грозит? Можем
сказать наверняка, что впереди «лучшие времена»?
Сейчас Интернет-пространство, ставшее вторым домом для современного поколения, скрывает серьезную угрозу для формирования личности, а ребенок еще не осознает в достаточной мере уровень опасности, что ждет его среди виртуальных сетей глобальной сети. 

Дети, больше взрослых подверженные развитию и изменениям, уверенно идут
рядом с новейшими технологиями и ведущими идеями мира. Ребенок проводит в
виртуальной среде почти треть своего времени и лучше родителей разбирается в
компьютере и Интернете.

Интернет с самого начала своего существования накапливал информацию без
ограничений, табу, цензуры или оговорок. Каждый раз, пользуясь услугами Интернет-ресурсов, ребенок оказывается в неконтролируемом мире взрослых один на
один с огромным количеством вредной информации, что, безусловно, негативно
влияет на развитие внутреннего мира и восприятия окружающей среды.

Следует отметить, что 52% детей, в первую очередь, использует Интернет как
средство коммуникации: виртуальные сети являются идеальным местом для общения со своими друзьями, одноклассниками, близкими. Но одновременно ребенок постоянно подвергается опасности, когда оставляет свой номер мобильного телефона (46%), домашний адрес (36%), личные фото (51%) или общается с абсолютно незнакомых людей, которые могут оскорбить, унизить, обмануть, навредить как морально, так и физически.

Журнал Американской академии педиатрии опубликовал исследование, рассказывающее о связи чрезмерного увлечения детей компьютерными играми с развитием депрессии, тревожности и социальных фобий, с ухудшением успеваемости в школе, а также ухудшение зрения, сердечно-сосудистые заболевания, стрессы, девиантное поведение, размывание нравственных норм.

Поэтому особенно остро стоит вопрос создания условий для безопасного
пользования информацией Интернет-порталов.

Сегодня уже возможно создать такие условия, чтобы Интернет навсегда стал безопасным для современной молодежи. Для этого важно предложить детям АЛЬТЕРНАТИВУ. Если у ребенка появится возможность интересно, полезно проводить свое время в виртуальной сети, то желание бесцельно бродить по просторам Интернета и постоянно сталкиваться с вредной информацией или нежелательными «новыми знакомыми» просто исчезнет. Создатели многих образовательных сетей всего мира решают проблему безопасного Интернета путем создания порталов, предоставляющих ребенку возможность не тратить свое время впустую, а развиваться и обогащать свой внутренний мир в безвредном онлайн-пространстве.

7 февраля — Международный день безопасного интернета.

По всему миру пользователи глобальной Сети отмечают Международный день безопасного Интернета. Этот праздник, призванный продвигать безопасное и ответственное использование онлайн-технологий, особенно среди детей, проводится Европейской сетью Центров безопасного Интернета Insafe ежегодно в феврале. 

Итак, Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей.

Что такое информационная безопасность ребёнка? 

Это состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. 

БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ

Для современных родителей особо остро стоит проблема защиты ребенка от агрессивного содержимого Всемирной Сети интернет, которое может причинить вред ему или его компьютеру. Интернет уже давно стал незаменимым помощником современного человека. Всемирная сеть – является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Именно поэтому дети активно пользуются Интернетом, а зачастую проводят в Сети даже больше времени, чем взрослые. Юные пользователи осваивают сервисы мгновенных сообщений и интернет телефонию (ICQ, Skype и пр.), общаются на форумах и в чатах, каждый день узнают много новой увлекательной и образовательной  информации.

Однако не стоит забывать, что Интернет может быть не только средством для обучения, отдыха или общения с друзьями, но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Взрослым нужно помнить о существовании подобных угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в Интернете.
Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните,
что безопасность ваших детей в Интернете, во многом зависит от вас.
Также не стоит забывать об опасности интернет и компьютерной (игровой) зависимости. Сегодня интернет буквально переполнен онлайн играми и социальными
сетями на любой вкус и цвет. Основная задача подобных сайтов привлечь и как
можно дольше удерживать на своих страницах новых пользователей. Кроме того,
большинство подобных ресурсов, лишь позиционирует себя как бесплатные, зани-
маясь выманиванием у пользователей вполне реальных денег за различных виртуальные предметы и привилегии.

КАКИЕ УГРОЗЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО?

Прежде всего:

угроза заражения вредоносным программным обеспечением;
 доступ к нежелательному содержимому;
 контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;
 неконтролируемые покупки;
 интернет-зависимость.

УГРОЗЫ СЕТИ

На современном этапе несовершеннолетние активно пользуются Интернетом. Большинство детей пользуются Сетью самостоятельно.

Данные социологических исследований: 

39% детей посещают порносайты,

19% наблюдают сцены насилия,

16% увлекаются азартными играми,

14% интересуются наркотическими веществами и алкоголем,

11% посещают экстремистские и националистические ресурсы.

Создается впечатление, что Интернет является рассадником зла и местом обитания аморальных людей. На самом деле все не так плохо, как представляется на первый
взгляд. В Интернете есть много поучительной информации, средств общения и по-
лезных сервисов. Сеть полезна для учебы, работы и просто в качестве развлечения.
Редкий ребенок специально станет искать противоправный контент. Чаще всего
несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы,
ссылки в социальных сетях — все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания. Но какими бы способами дети ни попадали на «плохие» ресурсы, факт
остается фактом — в результате они все равно знакомятся с опасным контентом.

КИБЕРЗАПУГИВАНИЕ

Во все времена  существовали хулиганы, которые своими действиями любили причинять неудобства и дискомфорт другим людям. Благодаря научному прогрессу теперь вовсе не обязательно быть сильным и наглым. Достаточно просто хорошо уметь пользоваться компьютером. Киберхулиганы занимаются тем, что изводят, унижают, ставят в неудобное положение, досаждают или проявляют иное враждебное поведение по отношению к другому ребенку, используя для этого Интернет, интерактивные и цифровые технологии или мобильные телефоны. Отличие такой деятельности от обычной травли состоит в том, что киберпреследование не всегда направлено против слабой жертвы. Анонимность в Сети позволяет досадить любому, даже значительно более сильному физически противнику.

Есть масса различных способов испортить жизнь жертве. Вот самые популярные из них:

• отправка грубых или угрожающих сообщений, электронных писем, изображений, видеороликов и прочих материалов;
• публикация компрометирующих сообщений или фотографий на различных сайтах;
• общение с жертвой от имени другого человека с целью доставить душевные
страдания;
• «клонирование» учетных записей жертвы для того, чтобы испортить ей репутацию на определенном ресурсе;
• взлом и получение контроля за учетными записями жертвы.

Существуют и более сложные способы: например, записывается компрометирующий видеоролик о жертве и выкладывается в Интернете на всеобщее обозрение или в Сети размещаются материалы, украденные из ее личных архивов, записи, сделанные скрытой камерой, видео с издевательствами над жертвой. Ряд особо смышленых нарушителей способен заразить компьютер  вирусом. В общем, методы, которыми пользуются хулиганы, обусловлены только их фантазией, умом и техническими возможностями.

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЧИНЯЕТ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ?

  побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни
и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжичеством или попрошайничеством;
  обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
  отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и
(или) другим членам семьи;
  оправдывающая противоправное поведение;
  содержащая нецензурную брань;
  содержащая информацию порнографического характера.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»

Уважаемые родители!

Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по
этому океану информации. Значительное распространение материалов, предназначенных только для взрослых или неприемлемых для детей по какой-либо другой причине, может легко привести к неприятным последствиям. Кроме того, в Сети нередко встречаются люди, которые пытаются с помощью Интернета вступать в контакт с детьми, преследуя опасные для ребенка или противоправные цели.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Ребенок рано начинает понимать, что компьютер – это увлекательная электронная игрушка, которая на порядок «круче» всех имеющихся «обычных» игрушек. И если увлечение ребенка компьютером не проконтролировать, то вскоре он вообще заменит ребенку не только игрушки и развлечения, но и семью, друзей, реальное общение.

Ваши дети могут пользоваться сайтами социальных сетей, которые предназначены для детей, такими как Webkinz или Club Penguin, или сайтами, предназначенными для взрослых, такими как Windows Live Spaces YouTube, MySpace, Flickr, Twitter, Facebook и другие. Дети используют социальные сети для общения с лицами, которые могут про-
живать на другом конце земного шара, или со своими знакомыми, с которыми они
каждый день видятся в школе.
Дети должны понимать, что многие из этих сайтов социальных сетей могут
просматриваться всеми, кто имеет доступ в Интернет. В результате публикации ими
некоторой информации они могут стать уязвимыми для фишинговых сообщений и
киберугроз, похитителей в Интернете.
Побеседуйте с детьми. Первое, что необходимо объяснить: нахождение в Интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Значительная часть опасностей, подстерегающих пользователя, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми. Дети должны четко понимать: если они лично
не знают человека, с которым общаются в Сети, это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни, что запрещено.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
  • Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в своих интересах.
  • Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
  • Чтобы ребенок не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома, создайте для него учетную запись с ограниченными правами.
  • Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания.
  • Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни.
  • Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывайте, советуйте, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
  • Научите своих детей правильно реагировать, если их кто-то обидел в Сети или
    они получили/натолкнулись на агрессивный контент. Расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться.
  • Убедитесь, что на компьютере, которым пользуются ваши дети, установлены и
    правильно настроены средства фильтрации.
  • Расскажите детям об ответственном поведении в Интернете. Ребята ни в коем
    случае не должны использовать Сеть для хулиганства, сплетен или угроз другим.

Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка
в познавательное путешествие по Всемирной сети.

Способы оградить детей от просмотра сайтов с нежелательным содержанием, используемые пользователями сети:

  • контроль взрослых,
  • специальные программы и настройки браузеров,
  • отдельная «детская» учетная запись.

Существует множество программ и фильтров, которые помогут родителям
контролировать открытие нежелательной информации и время, которое можно проводить в Интернете. Можно воспользоваться одной из ниже перечисленных:

  • Антивирус Касперского с возможностями Родительского контроля — «Kaspersky Internet Security»,
  • программа-фильтр «NetPolice»,
  • программа-фильтр «Интернет Цензор».

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ!

 перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации,
 желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск,
 заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет),
 во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки, необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости,
 работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в
удобной позе,
 не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добыче,
 при регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные,
например: адрес или день рождения,
 не используйте в логине или пароле персональные данные,
 все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к электронной почте, а также инфицировать домашние ПК для включения их в сеть или для
похищения банковских данных родителей,
 создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию,
хранящуюся на нем,
 не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять,
 о достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому
сайту, узнав об авторах сайта,
 размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация,
 не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии
своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно,
 соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует
других на такое же поведение,
 используя в своей работе материал, взятый из информационного источника
(книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
 научите детей отличать правду ото лжи в интернете. Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек.

Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать
свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет.

СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Решая, сколько времени и с какой целью дети могут проводить за компьютером, нужно учитывать их возраст и следовать приведенным ниже рекомендациям специалистов.

Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
5-6 лет — для детей этого возраста характерен позитивный взгляд на мир. Такие дети уже проявляют большие способности в компьютерных играх и при работе с мышью.
Как помочь им делать это безопасно?

  • в таком возрасте желательно, чтобы ребенок пользовался Интернетом только в присутствии родителей,
  • важно также научить ребенка никогда не сообщать в Интернете информацию о
    себе и своей семье и приучить его рассказывать вам о любых проблемах, связанных с Интернетом,
  • время, проводимое ребенком за компьютером, вначале не должно превышать 7-
    10 минут два раза в день. После игр и других занятий за компьютером ребенок
    обязательно должен сделать гимнастику для глаз (переводить взгляд с близких
    предметов на дальние и обратно; не поворачивая головы, смотреть вправо и влево, и т.д.), а также короткую разминку (упражнения для кистей рук, приседания,
    прыжки, наклоны). Ребенку дошкольного возраста разрешается проводить за
    компьютером не более чем 15-20 минут в день.

 

Подготовила: Навицкая С.К., заместитель заведующего по основной деятельности.

Источник информации: http://himki/library/ru

 

No comments yet.

Leave a reply

Reset all fields