Как научить ребенка играть в шахматы?

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре?

Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью.

Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).

 ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ ШАХМАТ

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.

А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить.

Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество — больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ПРАВИЛА ИГРЫ

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску. Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные — черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.

Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» — партия заканчивается.

Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.

 Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.

 Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях , другой – на черных.

Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» — на одну клетку вбок и две вперед, либо две — вбок и одну вперед.

Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.

Как лучше играть в шахматы начинающим? Не зевать, внимательно смотреть на доску, думать над ходами соперника.

СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ШАХМАТАМ С НУЛЯ

Купите хороший учебник для детей по шахматам.

Например, В.Гришин «Малыши играют в шахматы», И.Сухин «Шахматы для самых маленьких», или любой другой самоучитель.

Решайте простые шахматные задачи во время уроков шахмат.

Сделайте обучение веселым – найдите или придумайте сказки про шахматы, рассказывайте их ребенку (например, удивительные приключения пешки).

Включите в занятие интересный мультфильм или видеоурок по шахматам.

Используйте творчество, чтобы заинтересовать ребенка шахматами – рисуйте шахматные картинки, лепите и вырезайте фигуры.

Чаще играйте с ребенком, либо пусть он сражается с другими начинающими шахматистами.

 Делайте занятия шахматами интересными и познавательными для ребенка, и он непременно полюбит эту игру.

 

Следующим шагом будет более оглубленное обучение игре в шахматы

Освоить правила шахмат – это только начало большого пути.

Если ребенок уже знает, как ходят фигуры, интересуется шахматами, а ваших знаний недостаточно – лучше доверить обучение профессионалам. 

Примерно с 4 лет его можно записать в шахматный кружок – он может быть расположен в ближайшем Доме детского творчества, в шахматном клубе или даже в школе. Там он сможет играть в турнирах и даже получить разряд.

Но специалисты не советуют детям дошкольного возраста часто участвовать в соревнованиях – проигрыши могут негативно повлиять на неокрепшую психику.

Даже если вы записали ваше чадо в шахматную секцию, не забывайте про занятия дома.

 МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 

В этом возрасте крохе еще тяжело освоить большую шахматную доску. Поэтому можно самостоятельно смастерить или нарисовать поле боя для малышей. Клетки этой доски должны быть крупные, их должно быть намного меньше, чем на обычной доске.

Вместо стандартных фигур можно сделать фигурки зверей – волков, зайцев, медведей. Ходы зверюшек должны быть простыми – все в одном направлении, но на разное количество полей. Можно учиться «съедать» фигуры. Важно донести для малыша примерные условия игры, пусть и в таком измененном виде.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В 4 года ребенок – самостоятельная личность. В этом возрасте можно научить его настоящим правилам шахмат, но лучше делать это в игровой форме, не давить и заставлять играть насильно. Он еще неспособен долго удерживать внимание, поэтому занятия должны быть короткими, не больше получаса. Можно показать интересный мультик на эту тему или рассказать сказочную историю о шахматных фигурах.

Посмотрите с малышом мультик с Фиксиками. ФИКСИКИ. ШАХМАТЫ  http://www.o-krohe.ru

Маленьким детям хорошо включить в занятие физкультминутку, как-то связанную с игрой – например, приседания с понравившейся шахматной фигурой на ладони.

           СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте родители чаще всего приводят детей в шахматные секции. Ребенок уже готов к освоению шахматной игры в полном объеме. После обучения основным законам шахмат, нужно начинать учить делать ходы «правильно», то есть, делать сильные ходы – ставить фигуры в центр доски, нападать, защищаться при атаке.

Но пятилетний малыш все равно еще маленький, поэтому не забывайте и про детские методы обучения – обучающие сказки, забавные стихи, помогающие запомнить правила.

Существуют разные методики обучения детей дошкольного возраста, но в них общее то, что главная деятельность малыша в этом возрасте – игровая. Поэтому обучать необходимо только в форме игры.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ  С РЕБЕНКОМ.

Первое занятие лучше посвятить рассказу о происхождении шахмат – шахматной легенде, адаптированной под возраст обучающегося.

На втором занятии объясните, что доска – это поле боя, а фигуры – войска. Расскажите, чем занимается в армии каждая фигура. Пешки – это пехота, кони – конница, слоны – это войско на слонах, ладьи – лодки, ферзь – полководец, король – генерал.

Далее по одному занятию посвятите каждой фигуре. Разберите подробно, как они ходят и «съедают» врагов. Старайтесь преподнести все это в интересной форме.

Например, можно рассказать сказку о пешке, которая сумела преодолеть все трудности и стала ферзем. Или нарядить какую-нибудь фигуру, сделать ей домик на доске, охотиться за ней.

 СПОСОБЫ ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ  О ФИГУРАХ,

СЫГРАЙТЕ В ИГРЫ:

  • «Волшебный мешочек» (пусть ребенок на ощупь определит, какую фигуру он вытащил);
  • «Что общего?» (нужно сравнить две фигуры – чем они похожи и чем отличаются, например, цвет, верхняя часть и другое).

На следующем уроке выучите правильную расстановку фигур и не забудьте ее повторить. Если ребенок затрудняется расставить фигуры на последующем занятии, можно сделать это с подсказками, помочь ему. Потом объясните правила игры, понятия шах, мат, сильный ход.

Ребенок должен понять, что в шахматах не всегда побеждает тот, у кого больше фигур.

Сыграйте первую партию. До этого можно играть ограниченным числом фигур – теми, чьи ходы вы уже изучили.

ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ

Ребенку старшего дошкольного и школьного возраста нужно доступно объяснить основы стратегии, которые должен знать каждый шахматист:

Всегда думайте о защите своего короля. Если он попадется «в ловушку», партия закончится. Поэтому, даже нападая на фигуры соперника, позаботьтесь о безопасности своей главной фигуры. Например, сделайте рокировку и спрячьте ее в угол доски.

Не «зевайте» фигуры – не отдавайте их просто так.

Каждая фигура имеет определенную цену, о которой нужно рассказать ребенку:

Пешка стоит 1 очко;

Конь и слон – по 3 очка;

Ладья — 5 очков;

Ферзь — 9 очков;

Король бесценен, ведь если ему мат, партия заканчивается.

Ребенку можно показать цену фигур на примере пешек или любых других вещей – например, конь стоит 3 пешки (конфеты), ладья – 5 пешек (конфет).

 

Контролируйте центр доски. Фигуры, стоящие в центре, сильнее тех, что на окраине. Они имеют больше простора — вариантов ходов и нападений. Поэтому желательно «захватывать» центр – ставить туда, например, пешек и коней, которые не могут ходить на большие расстояния. А дальнобойными фигурами – слонами, ладьями, ферзем – можно держать его под контролем издалека, нападая на центральные поля.

Используйте в игре все шахматные фигуры. Если какие-то из них будут «отдыхать», оставаясь на своих первоначальных местах, вам может не хватит сил для атаки. Все войско должно участвовать в игре, в этом случае победа не заставит себя ждать.

ПРАВИЛА ШАХМАТНЫХ ТУРНИРОВ

Ребенку необходимо объяснить правила шахматных турниров, и использовать их дома. Очень важное правило — «тронул — ходи», «взялся – бери» — если потрогал фигуру, нужно делать ход ей. Если это вражеская фигура, необходимо ее съесть, если такой ход возможен.

Кроме этого, турниры всегда проводятся со специальными шахматными часами, на которых можно установить любой контроль. Если время кончилось, ты проиграл. Приобретите часы и иногда играйте дома с ними.

Но не увлекайтесь слишком быстрыми шахматами (например, по 5 минут). Ребенок должен думать и анализировать позицию, при таком контроле это невозможно.

 КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?

  • Не стремитесь всегда выиграть малыша – так он может расстроиться и быстро потерять интерес к игре, иногда можно свести партию вничью или даже проиграть.
  • Не проигрывайте часто – ребенок привыкнет постоянно побеждать и будет болезненно относиться к проигрышу. Можно дать небольшую фору – фигуру, чтобы игра была равной.
  • Полезны разборы ошибок после партии — какие ходы малыша хорошие, а какие не очень.
  • Играйте с ребенком как можно чаще, и он станет сильным соперником.
  • Хвалите его даже за маленькие достижения – нашел сильный ход, сумел сделать ничью, решил задачку.
  • Не требуйте от ребенка сразу стать чемпионом.

 Пользу от шахмат и влияние на развитие трудно переоценить – они отлично развивают логику и абстрактное мышление, учат усидчивости и настойчивости в достижении целей. 

Поэтому, даже если ребенок не станет сильным шахматистом, игра непременно поможет ему лучше учиться. Например, многие шахматисты — хорошие математики, ведь алгоритм решения математических и шахматных задачек очень похож.

Шахматы также учат ответственности – ребенок должен самостоятельно выбрать, какой ход на доске ему сделать, и он сам отвечает за последствия выбора.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ?

Многие родители задаются вопросом, как заинтеесовать ребенка шахматами, если он не проявляет особого желания в них играть? Точной инструкции тут быть не может. Можно купить большую и красивую шахматную доску (чем меньше ребенок, тем больше фигуры), вместе с малышом рассмотреть фигуры. Рассказать, что они все – это войско, где пешки – солдаты.

 Если уже знакомы с основами шахмат, можно поиграть в околошахматные развивающие игры, подходящие для 2 детей. Например, игра на истребление пешек. На доску ставятся только пешки, и соперники играют только ими. Чтобы победить, необходимо съесть все пешки противника.

Можно провести эстафету – кто быстрее и правильней расставит фигуры. Можно сшить, нарисовать, слепить шахматные войска, придумать другие задания.

Когда кто-то в семье играет в шахматы – например, папа, дедушка, ребенок может сам попросить его научить – здесь важен личный пример. Тот, кто умеет играть, может провести небольшой мастер-класс.

Если после всех ваших уловок ребенок не заинтересовался игрой, лучше вернуться к ней через несколько месяцев.

Не нужно заставлять играть, вреда от этого будет больше, чем пользы.

 

Подготовила: Навицкая С.К.,  заместитель заведующего по ОД

Источник: http://www.o-krohe.ru

 

No comments yet.

Leave a reply

Reset all fields